«Газель Камминз», инструкция по эксплуатации двигателя Cummins ISF 2.8

Этот силовой агрегат появился под капотом российских малотоннажных автомобилей семейства «Газель» около десяти лет назад.

Несмотря на уже довольно солидный стаж «работы» на автомагистралях нашей страны, данный дизельный агрегат не получил однозначную оценку от автовладельцев. Есть группа водителей, автомехаников-дизелистов, считающих его чуть ли не идеальным мотором для наших машин. Но встречаются и иные суждения, что в этой китайской установке (дизель производят на производственной мощности партнёра американского концерна Cummins в КНР Beijing Foton Cummins Engine Company) нет ничего надёжного и достойного внимания. Попробуем разобраться в правильности тех или иных мнений, а также дадим советы опытных дизелистов по поводу эксплуатации и обслуживания двигателя Cummins ISF-серии 2.8 L.

Немного о моторе

Дизельный двигатель «Камминз» ISF 2.8 л – продукт разработки американского концерна. Мотор предназначается для локальных рынков Китая и России. Исходя из этого помимо традиционной для «Камминсов» надёжности и производительности агрегат обладает доступной для покупателей стоимостью. Последнего фактора удалось добиться за счёт упрощения конструкции мотора.

Приведём технические данные двигателя Cummins ISF 2.8:

  • рабочий объём – 2781 см3;
  • мощность различных модификаций дизеля варьируется от 109 до 163 л. с. Двигатели, устанавливаемые на «Газели» имеют 120 и 149,6 «лошадей»;
  • максимальный крутящий момент (для моторов автомобилей ГАЗ): 270 и 330 Н-м;
  • количество цилиндров: 4;
  • количество клапанов на 1 цилиндр: 4;
  • диаметр цилиндра: 94,0 мм;
  • ход поршня: 100,0 мм.

Базовая модификация дизеля соответствует экологическому стандарту Euro 3. В версию Euro 4 был добавлен катализатор, что привело к снижению крутящего момента.

Высокая производительность двигателя обусловлена применением в конструкции эффективной топливной системы Common Rail, элементами которой являются интеркулер и турбонаддув.

Мотор защищает от перегрева водяная система охлаждения. Сам дизель выполнен в виде цельного блока, сделанного из высококачественного термостойкого серого чугуна. Из этого же металла произведён коленчатый вал. В состав моторного узла входят стальные гильзы, один распределительный вал, установленный в головке блока цилиндров.

Плюсы

Обозначим плюсы, которые есть у дизельной установки «Камминз» ISF 2.8:

  • высокая ремонтопригодность – особых сложностей не возникает даже при капитальном ремонте мотора;
  • хорошая мощность, неплохая для машин этого класса динамика;
  • экономичность: в различных режимах движения дизель «кушает» от 8,5 до 10,3 л горючего – это неплохой показатель для дизельного агрегата подобного типа;
  • компактность – ему вполне хватает места в ограниченном пространстве «Газелей» под капотом.

Но будем объективны, идеальной эту дизельную установку назвать также нельзя, у китайской версии американского мотора есть свои недостатки, так считают опытные дизелисты профессиональных автосервисов.

Перечислим встречающиеся проблемы:

  • образование подсоса воздуха помимо фильтрующего элемента через дефекты корпуса (особенно этим отличались ранние модификации двигателя);
  • быстрая поломка муфты вентилятора системы охлаждения, приводящая к перегреву дизеля;
  • засорение пространства между радиатором и интеркулером;
  • выход из строя трубки слива турбокомпрессора под действием вибрационных сил;
  • утечки масла из турбокомпрессора.

Устранить эти недостатки не составит труда опытным автомеханикам в сервисном центре, однако они существуют, на их устранение требуется время.

Серьёзные повреждения зачастую происходят по вине самих владельцев «Газелей». Причина – некорректная эксплуатация мотора и автомобиля в целом, а также халатное отношение к техническому обслуживанию агрегата.

Это касается:

  • несвоевременной замены расходных материалов;
  • использования дизельного топлива и моторного масла плохого качества;
  • установка во время ремонта дешёвых аналоговых запчастей неизвестных производителей;
  • некачественного ремонта мотора с несоблюдением норм затяжки крепежа, отсутствия контроля за допустимыми отклонениями в замерах и т. д.;
  • движения на машине с непрогретым двигателем.

Нередко водители пытаются свалить вину за поломку агрегата на «китайское» производство. На это можно ответить следующее, что сборка на предприятиях КНР стала намного качественнее, чем это было в начале века. Тем более, что под присмотром представителей концерна Cummins проводится строгий контроль за выпуском силовых установок.

Поэтому, прежде, чем перекладывать вину на пресловутый «Китай» нужно проверить правильность своих действий в деле обслуживания дизельных моторов Cummins ISF 2.8.

Причины поломки двигателей «Камминз» ISF 2.8

Все операции, необходимые для содержания в нормальном рабочем состоянии дизелей Cummins серии ISF с объёмом 2.8 л, изложены в мануальном руководстве.

Мы хотим дать практические советы по обслуживанию этих агрегатов, которыми поделились опытные дизелисты. Мастера работают с моторами американского концерна с момента появления на российском авторынке, и накоплен богатый практический опыт их обслуживания.

Советы в основном схожи с требованиями производителей дизелей, однако есть отличные от мануальной инструкции нюансы, которые помогут водителю «Газели» увеличить срок безаварийной работы своего агрегата.

Рекомендации помогут увеличить рабочий ресурс моторов Cummins, избавят владельца малотоннажного грузовика от дополнительных затрат на ремонт.

Эти советы предписаны водителям машин с двигателем «Камминз» ISF 2.8, а также помогут дизелистам, занимающимся ремонтом американских агрегатов.

Стабильная работа двигателя Cummins ISF 2.8, впрочем, как и дизелей других производителей, зиждется на трёх «китах»: формировании правильных пропорций ДТ, воздуха, а также наличия достаточного объёма смазочного материала в системе.

Все названые компоненты, и это обязательное условие, должны:

  • обладать высоким качеством горючего и моторного масла;
  • иметь действенную очистку фильтром воздуха, входящего извне.

Если автомобиль не едет, значит есть проблемы с составляющими воздушно-топливной смеси. Из-за отсутствия нужного уровня смазки двигатель также может выйти из строя.

Роль моторного масла в моторах Cummins ISF 2.8

Начнём описание проблем с особенности работы масла в системе.  В мануальном руководстве сказано, что его уровень не должен доходить до нижнего положения шатунов. Это требование следует строго выполнять.

Бывает случаи, когда «знатоки» льют повышенное количество этой технической жидкости, исходя из принципов: «чем больше, тем лучше» и «хуже не будет».

Это в корне неверное действие. Шатуны, опускаясь вниз, касаются масла и своим движением взбиваются его, появляется пена. Такое состояние техжидкости приводит к потере смазочным материалом рабочих свойств. Оно становится неэффективным, перестаёт работать. Поэтому нужно заливать моторное масло согласно требованиям, по максимальной отметке на щупе.

  • Для двигателя Cummins ISF 2.8 стандарта Euro 4 необходима заливка 5 л смазки. Рекомендуется, это доказано практикой, доливать чуть больше масла, примерно 5,5 л.

Объясним, для чего нужно так делать:

  • В этом случае шатуны не смогут касаться смазки в поддоне, она будет эффективно воздействовать на все механизмы моторного узла.
  • Также общий уровень смазки будет практически доходить до масляного насоса. Во время запуска мотора насос сразу включается в работу, и ему не потребуется время для выкачивания масла, оно сразу пойдёт по каналам. Это исключит трение взаимодействующих деталей «на сухую», без смазки.
  • Подобное действие поможет избежать повреждений в маслозаборнике, возникающих при минусовой температуре.

Поясним подробно последнее. Характерной поломкой данной дизельной установки является подсос воздуха, возникающего в результате повреждения пластикового маслозаборника. В холодную погоду воздушная прослойка между маслом и насосом поступает в область разряжения при включении двигателя, под давлением сминает пластиковый материал маслозаборника. Объём 5,5 л позволяет сократить величину холодной воздушной прослойки, нивелировать риск повреждения полимерного материала в месте склейки.

Есть и другой способ избежать подобного дефекта в зимнее время года.

Для этого нужно:

  • завести дизель на 2 или 3 секунды для прогрева спирали;
  • выключить двигатель;
  • запустить снова мотор полностью в работу.

Первые моторы Cummins ISF 2.8, поступавшие на отечественный рынок, оснащались подогревателями масла. Потом эти же агрегаты, приходившие из Китая, были лишены таких обогревателей по неизвестным причинам. Хотя в мануальном руководстве концерна США чётко написано об обязательной процедуре прогрева моторного масла перед запуском зимой. Холодную, вязкую, смазку плохо закачивает насос, она становится причиной повреждения для деталей узла.

  • Автовладельцу нужно помнить: прогревание смазочного материала поможет исключить выход из строя двигателя, избежать простоя автомобиля.

Перейдём к вопросу заливки масла в дизель.

Какое моторное масло лить в «Камминз» ISF 2.8

И здесь нужно следовать рекомендациям производителя.

  • Для дизельного мотора Cummins серии ISF 2.8 нужно заливать моторное масло 10W-40 или 5W-40.

Более текучее масло 5W-40 нужно использовать в северных районах страны, где морозы – частые гости.

В настоящее время в торговой сети присутствует большое количество «фальшивок», масла выпущенного сомнительными компаниями без соблюдения технологий. Такая смазка не только ни создаст рабочие условия для функционирования дизеля, но и может привести к его выходу из строя, капитальному ремонту.

Только оригинальное масло, а также аналоговая смазка производителей, рекомендованных концерном Cummins, даёт гарантию стабильной работы двигателя.

Это касается и расходных материалов, топливного и воздушного фильтров. Оригинальные детали создают условия для нормального функционирования топливной системы Common Rail и мотора в целом. Только оригинальный материал способен пропустить через себя большой объём смазки, обеспечит нужную производительность.

Также важно следовать указаниям производителям оригинала, топливного фильтра дочерней компании концерна «Камминз» – Fleetguard, в деле смены масла.

Наклейка на детали показывает, как нужно делать эту операцию по рекомендациям фирмы-изготовителя:

  • Залить немного масла в фильтр для того, что фильтрующий материал пропитался жидкостью.
  • Выполнить полностью заливку.
  • Утопить топливный фильтр в стакане.
  • Зафиксировать фильтр.

Мастера автосервиса предлагают другой вариант:

  • Установить фильтр в стакан, предварительно смазать резиновое кольцо техжидкостью, закрутить его «на сухую».
  • Залить рекомендуемый объём (5,5 л) в поддон.
  • Завести двигатель.
  • Проверить щупом уровень.

К сожалению, водители или автомеханики не всегда правильно выполняют процедуру. Они капают в фильтр масла, остальное масло заливают в поддон. При таком способе масло впитывается в элемент фильтрования, в результате после запуска мотора, в фильтре не остаётся смазки. После включения двигателя воздушная прослойка рвёт фильтрующий материал, дизельный агрегат перестаёт нормально работать.

Закончим тему масла в двигателе Cummins регламентом проведения замены. Производители рекомендуют выполнять эту операцию через 15000 км. Этого мало. Моторное масло следует менять через каждые 10000 км, а при интенсивной эксплуатации ещё чаще.

Дизельное топливо для «Камминз» ISF 2.8 л

Можно сколько угодно говорить про качество дизельного топлива на наших АЗС, оно от этого, увы, лучше не становится. Плохое ДТ загрязняет фильтры, вынуждая к частой замене этих деталей, выводит из строя другие компоненты узла.

Поэтому рекомендуется своими способами защищать мотор от данного негатива. В частности, поможет увеличить срок замены фильтра топлива установка сепаратора.

В этой детали происходит отделение крупных грязевых фрагментов, а также воды от масла, при помощи слива производится их удаление. Устанавливать сепаратор лучше всего в подкапотном пространстве. Там он и топливо, проходящее через деталь, будет подогреваться от рядом расположенного мотора, не будет негативного воздействия атмосферных осадков, как в случае с установкой сепаратора «на улице».

Чистый воздух дизелю

В практике ремонта моторов Cummins часто встречается случай поломки двигателя по вине разрушенной спирали подогрева на впуске воздушных потоков. Эта деталь крайне необходима в моторе для прогрева воздуха в холодное время года.

  • Весной спираль нагрева воздуха рекомендуется демонтировать до осени. В холодное время её снова нужно устанавливать.

Эта операция снимет лишнюю нагрузку с аккумулятора, а также позволит избежать воздействия сил вибрации на пластины спирали в летнее время. Также при монтаже или демонтаже детали можно лишний раз проверить состояние конструкции на предмет возможного разрушения.

Как и в случае с масляным фильтром, следует регулярно производить замены воздушного элемента фильтрования.

  • Замена должна выполняться в среднем, 1 раз в 10000 км (требование производителей – 1 раз через 15000 км). В регионах с повышенной запылённостью, сроки смены сокращаются.

При замене воздушного фильтра нужно обратить внимание на состояние патрубков. Нередко на них появляются трещины, через которые производится подсос неочищенного воздуха.

Помимо этих рекомендаций автовладелец должен бережно производить обкатку дизеля после капитального ремонта. Во время пробега первых 200 км при движении нужно набирать не больше 2000 об/мин. Да и в дальнейшем водителю «Газели» не следует применять крейсерские скорости, набирать 3000 и более оборотов нужно только в экстренных случаях.